Деловая этика — научный раздел, посвященный правилам поведения в бизнесе. Предмет изучения — существующие в деловой сфере принципы, поведенческие нормы. Их соблюдение является обязанностью всех сторон: персонала, руководства, заказчиков, поставщиков, представителей конкурентных фирм, остальных участников социума.
Также этика делового общества занимается анализом ситуаций, которые возникают в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Проблемы, которые могут при этом возникнуть, предлагается решать должным образом. То есть так, чтобы были учтены интересы всех участников, всех сторон, даже если их цели противопоставлены друг другу.
Особенности деловой этики
В отличие от законодательно установленных норм, кодекс деловой этики не фиксируется в документах, действующих на территории страны или региона. Как правило, ключевые принципы и нормы служат негласным ориентиром, который все в компании соблюдают, не ставя для этого подпись под каким-либо соглашением.
Главные особенности общепринятых этических правил:
-
Честность должна действовать при ведении любых переговоров, при заключении договоренностей. Честно вести диалог важно с руководством, с подчиненными, с коллегами, заказчиками и даже с представителями конкурирующих фирм.
-
Корректное поведение — основа положительного имиджа, устойчивой репутации компании. Благодаря корректности клиенты, инвесторы и партнеры доверяют организации, сохраняют уверенность в результативности сотрудничества.
-
Знание национальных и культурных традиций партнеров особенно актуально при общении с представителями фирм, с предпринимателями из других городов и регионов. За счет уважения к культурным проявлениям формируются доброжелательность, доверие, симпатия.
Деловая этика в большей степени опирается на нравственность, соблюдение моральных норм, человечность, социальность людей при их взаимодействии друг с другом.
Принципы и правила деловой этики
Члены коллектива соблюдают этику общения негласно. С одной стороны, это не обязанность, которая закреплена за ними юридически. С другой стороны, действовать в рамках этого кодекса необходимо, чтобы компания развивалась стабильно и достигала поставленных целей.
Принципы деловой этики направлены на то, чтобы:
-
между сотрудниками, независимо от их специализации и должности, не возникало конфликтных ситуаций;
-
ресурсы, полученные в процессе производства, распределялись между сотрудниками справедливо;
-
этические вопросы в масштабах всей компании решались по правилу прогрессивного максимума, находясь в прямой зависимости от того, как ведут себя работники;
-
члены организации лояльно относились к традициям, которые сложились внутри нее;
-
усилия и трудовые затраты равноправно оценивались как для отдельно взятых участников, так и для групп, и для всего коллектива;
-
персональный опыт применялся для решения рабочих вопросов лишь тогда, когда это оправдано;
-
в отношении работников не применялось ни физическое, ни психологическое принуждение со стороны руководителей;
-
сам коллектив сохранял атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, взаимовыручки;
-
все сотрудники были мотивированы следовать нормам общения, соблюдали сложившиеся правила добровольно;
-
действия конкурентов не критиковались, не высмеивались;
-
руководство доверяло подчиненным, тем самым повышая ответственность каждого работника;
-
традиционный подход был основой соблюдения перечисленных принципов, без необходимости приказывать, заставлять.
Эти нормы деловой этики являются общепризнанными, поскольку на них строится деятельность любой организации. Дополнительно могут внедряться и другие тезисы. Их выстраивают исходя из того, чем занимается компания, каков ее масштаб, в каких условиях она трудится, какие цели ставит перед собой.
Виды деловой этики
Субъект применения деловой этики позволяет ее классифицировать, разделив на несколько разновидностей. Основа этой классификации — адресаты правил поведения, то есть те, кому предписано им следовать. Выделяют следующие виды делововй этики:
-
Корпоративная. Эти правила деловой этики распространяются на всю организацию целиком. Они определяют стратегию компании, ее цели и задачи, миссию работы. На основе этого формируется отношение к собственным работникам, к покупателям и заказчикам, к партнерам по бизнесу и конкурирующим фирмам, к окружающему обществу.
-
Профессиональная. Такие предписания актуальны для представителей определенной профессиональной сферы, в зависимости от области их труда. При формировании рекомендаций учитывается специфика соответствующей деятельности. Важно понимать, в чем состоят особенности выполняемой работы, ожидания или требования представителей социума от сотрудников соответствующей профессии.
-
Индивидуальная. Сюда входят нормы поведения для отдельно взятых людей. Основой служат личностные качества, моральные принципы, человеческие убеждения. Они должны гармонично сочетаться с мотивацией и характером каждого сотрудника.
Перечисленные разновидности затрагивают разные уровни работы в компании — в масштабе всей организации, отдельных профессиональных групп, членов коллектива как участников единой системы. Основы деловой этики строятся на том, чтобы не возникало противоречий между отдельно взятыми сотрудниками, чтобы их личная заинтересованность не противопоставлялась интересам фирмы и окружающего общества.
Отличия деловой этики от правил этикета
В повседневном общении, а иногда и в публикациях, в новостных материалах нередко путают понятие деловой этики и этикета. Это не равнозначные термины, даже не синонимы. Этикет не определяет деятельность людей в бизнесе, не ставит своей целью поддержать стабильность работы, сохранить доброжелательную обстановку: он объединяет лишь правила, которые регулируют социальное поведение, общение в целом.
Деловая этика, в отличие от этикета:
-
определяет содержание, результаты действий, а не их внешние проявления;
-
строится на общепринятых принципах, не на обычаях или местных традициях;
-
имеет практическую ценность, а не является продолжением ритуалов из прошлого;
-
ставит главной целью гармоничное соблюдение интересов, а не формальности.
Соблюдение деловой этики изначально вписывается в этикет, поскольку он носит более общий характер, распространяется на представителей всего общества, включая членов различных организаций. В силу этого этикет не всегда соответствует бизнес-этике отдельных компаний. Такой особенностью определяются основные отличия двух понятий друг от друга.
Когда работники компании соблюдают сложившиеся внутри коллектива правила, бизнес становится эффективнее, а достигать поставленных целей удается успешнее. Этим определяется результативность профессиональной деятельности, в которой заинтересованы все — от высшего руководства до стажеров. Формируется доброжелательная атмосфера внутри коллектива, поддерживается стабильное и продуктивное общение с партнерами, заказчиками, конкурентами и обществом в целом.
Соблюдение описанных правил не является юридически закрепленной обязанностью. Однако нарушение деловой этики может повлечь ответственность. Это могут быть проявления негласного осуждения со стороны коллег, меры воздействия со стороны руководства. Речь не идет о том, чтобы сотрудник лишился должности непосредственно из-за того, что отказался соблюдать бизнес-этику. Однако следовать им в любом случае необходимо: этим определяется позитивное взаимодействие сотрудника с остальными участниками общения, а значит — его комфорт на рабочем месте, перспективы роста и развития в трудовом коллективе.