Как оценить качество своего текста
О текстахСтатья готова: можно публиковать или отправлять заказчику. Но напоследок не помешает ещё раз пробежаться по ней, проверив на соответствие нескольким параметрам. Это действие не обязательное, но оно поможет улучшить статью или убедиться, что всё хорошо. Далее – о том, как оценить качество текста перед публикацией.
Польза
- Читатель хочет получить из статьи важную для него информацию. Поэтому сводим к минимуму количество общих фраз и отвлечённых рассуждений. Больше конкретики. Проверяем: соответствует ли информация в разделах статьи их названиям;
- есть ли ответы на вероятные вопросы читателя – здесь ориентируемся на ключевые слова;
- полезен ли текст в целом.
Важна и уникальность. И это не только о той уникальности, которую покажет программа. Текст не должен быть очередным клоном первых статей в выдаче поисковых систем. Если, конечно, это не было условием ТЗ.
Целевая аудитория
Соответствует ли смысл статьи той целевой аудитории, для которой она будет опубликована? Конечно, таким вопросом лучше задаться ещё до написания, но, если момент упущен, можно сделать это напоследок и тем самым улучшить качество текста. Некоторые примеры возможных ошибок:
Компания предлагает оптовые поставки, а текст нацелен на розничного покупателя
- . Читатель из нужной ЦА решит, что для него здесь нет подходящих цен и предложений, и закроет страницу.
Статья на медицинскую или юридическую тему, написана для обычных людей, но перегружена сложными терминами
- . Посетитель ничего не поймёт и уйдёт на другой сайт, где ему объяснят попроще.
Цель – привлечь клиентов, а статья написана для коллег
- . Например, веб-дизайнер рассказывает о тонкостях работы с программой, но потенциальному заказчику это непонятно, а зачастую и неинтересно. Ему нужна конкретная услуга, а не руководство, как сделать всё самостоятельно.
Во многих случаях можно быстро переделать текст под нужную целевую аудиторию, заменив несколько предложений и пару абзацев. Структура
Кажется, что необходимость удобной структуры давно очевидна для всех. Об ней пишут в статьях-руководствах, в технических заданиях и даже рассказывают на платных курсах. Но всё равно в интернете порой можно встретить «полотно» текста, читать которое крайне некомфортно. Пройдёмся по базовым правилам оформления статьи. Заголовки и подзаголовки
Поделив текст на разделы и дав название каждому из них, автор сильно упростит читателю задачу поиска нужной информации. А ещё сделает чтение более удобным. У текста должно быть основное название – заголовок h1, а внутри – подзаголовки h2. Они также могут делиться на меньшие разделы: h3 и h4. Для сравнения можно привести любые учебники: там часто используется такой способ разграничения информации и её структурирования. Чтобы не усложнять себе задачу, для оформления заголовков лучше использовать инструменты программы Word. Там всё уже продумано за нас. Остаётся лишь выделить название и выбрать нужный тип заголовка.
Списки
При определении качества текста всегда оценивают наличие списков. С их помощью можно упростить читателю восприятие информации. Перечень дел или вещей, преимущества товара, классификация чего-либо, пошаговая инструкция – всё это гораздо лучше преподносить именно в таком виде. Но всё же списки хороши в меру. Полное их отсутствие часто делает текст неудобным для восприятия, но чрезмерное количество превращает его в сплошное перечисление. Блоки
В техзаданиях редко встречается требование делать блоки, акцентирующие внимание читателя на какой-то информации. Но они всегда несут пользу: выделяют важные данные, привлекают внимание, помогают заинтересовать посетителя. Копирайтер может подсказать такую идею заказчику, выделив блоки в тексте и пояснив, для чего это сделано. Возможные способы оформления при сдаче заказа:
Выделение абзаца жирным шрифтом
- . Например, если статья отправлена через текстовый редактор биржи.
Выделение с помощью цвета фона
- . Легко делается в программе Word.
Выделение в Word с помощью примечаний
- . Вкладка «Рецензирование» => «Создать примечание». Способ хорош тем, что к блоку можно добавить свой комментарий. Недостаток в том, что при копировании для проверки по сервисам пометки скопируются тоже.
Абзацы
Из-за бесконечного потока информации с каждым годом у читателя всё меньше времени на прочтение текстов. Он хуже воспринимает длинные предложения и большие абзацы. Поэтому и то, и другое автору лучше разделять. Стандартные рекомендации, как оценить качество текста по этим параметрам и внести изменения:
Предложения не более 2 строк
- . В среднем 100-200 знаков, если считать без пробелов.
Абзацы по 2-5 предложений
- . Частое требование – «не больше 5 строк».
Всё это условно, поскольку один только размер шрифта и ширина страницы могут сильно изменить длину абзаца. Тем не менее, рекомендации можно использовать как базовый ориентир. Также есть мнение, что у читателей вызывают интерес тексты, где между относительно длинными абзацами вставляются короткие – в одну-полторы строки. Это правило тоже полезно применять в статьях. Визуал
- Все мы давно выросли из книжек с картинками, но вот сплошной текст без визуальных дополнений по-прежнему нагоняет скуку на многих. Акцентировав внимание читателя на нескольких местах страницы, проще мотивировать его на более полное изучение текста. Что можно использовать: Картинки, фото и инфографику, созданную специально для статьи.
- Таблицы.
- Графики, если они уместны по смыслу.
- Цитаты, которые желательно выделить на сайте хотя бы курсивом, а лучше вынести в цветной блок.
При оценке качества текста желательно добавить визуальную информацию, если её изначально не было. Смысловая составляющая
У текста должна быть одна основная тема. И все разделы связаны с ней. На что стоит обратить внимание при проверке:
Целостность текста
- . У статьи всегда есть главная мысль, идея. Она должна быть ярко выражена и прослеживаться по всему тексту.
Связность статьи
- . Мысль из первого абзаца плавно переходит во второй, и так далее. Здесь нет чётких критериев того, как оценить качество текста при проверке. Если при вычитывании не возникает ощущения, что статья временами обрывается, и тут же появляется новый кусок – значит, всё хорошо. Но для объективности лучше прочесть вслух другому человеку.
Грамотность
Сдать текст без ошибок поможет обычная вычитка. Дополнительно не помешает воспользоваться подсказками текстового редактора или специальными сервисами вроде Орфограммки. По поводу спорных моментов можно заглянуть на сайт Грамота.ру. SEO-опмитизация
Заказчики, как правило, не требуют от авторов знаний в области SEO. Если такие знания всё же есть, то лучше заранее согласовать действия, чтобы не навредить: у каждого – своё представление о продвижении. Если же выдан конкретный список ключевых слов, правила их распределения и другие требования в области SEO, то перед отправкой проверяем всё по пунктам. Сервисы для улучшения текста
Хотя сервисы – это, в первую очередь, бездушные программы, они всё-таки полезны для улучшения текста. При условии, что автор прислушивается к ним
в меру
. Если в ТЗ не указаны конкретные сайты для проверки, можно выбрать 1-2 из перечисленных:
Главред
- . Помогает убрать или заменить потенциально ненужные слова и фразы. Пользоваться им лучше без фанатизма: на самом деле, «зелёная» оценка – 7,5 – это уже хорошо. Для некоторых текстов подойдёт и меньше. Например, в юридических, поскольку слово «документ» Главред забракует.
«Тургенев»
- . Сервис способен довести до белого каления даже очень терпеливого копирайтера. Но и здесь можно найти те места в тексте, которые стоит заменить. Лучше ориентироваться только на то, что выделено красным.
Text ru
- . Проверка поможет найти стоп-слова, они же – минус-слова. Это фразы, которые можно удалить без потери смысла.
Нейросети
. Могут подобрать синонимы, улучшить структуру и стиль, исправить ошибки, предложить дополнения и идеи, над
какими качествами текста
- можно поработать.
Турбочек
- . Анализирует параметры, которые другие сервисы игнорируют: кликбейтность, простоту языка, прогнозируемую дочитываемость и многое другое. Турбочек особенно полезен тем, кто пишет для Дзена или соцсетей. Именно там такие параметры отслеживаются алгоритмами.
Подведём итог
Проверка текста займёт несколько минут, зато позволит выявить слабые места, если они есть, и улучшить статью. А значит, качество текста повысится. Именно такие мелочи способствуют дальнейшему сотрудничеству.