Если не лев, кто бы мог быть царем зверей?

ИнфоТестовые задания → Если не лев, кто бы мог быть царем зверей?

...Если не лев, то кто?

Вопрос для кого-то тупиковый, а для кого-то - креативный. Ну просто классический хук-ап (hook-up - зацепка) в каком-нибудь мастер-классе по критическому мышлению!

Я вспоминаю один такой семинар в частном международном университете Бейрута. Тогда тренер поднял в воздух обыкновенную плюшевую резинку для волос и обратился к почтительно замершей аудитории: "Что это такое? Если вы ответите, что это резинка для волос, то нет! Я спрашиваю не об этом. Я имею в виду, чем это может быть ЕЩЕ?!" В семинаре принимало участие около двенадцати преподавателей частных школ. Последовавших же ответов насчиталось не менее тридцати. И то только потому, что ведущий перестал их принимать. Оказалось, что банальный предмет, который девушки привыкли ежедневно использовать для перехвата ниспадающих локон, может быть не менее полезен как держатель для маркеров. Послужить безопасной погремушкой для младенца, будучи наполненным сухими зернами бобов. Быть прикрепленным на магнитодержатель и стать элементом декорации холодильника. И даже...даже...ну, раз вы читаете эту статью, самое время начать мыслить критически самим и высказывать гипотезы!

Однако вернемся к царю зверей. Я решила провести бриф-опрос среди самой благодарной публики - детей в возрасте от трех до восьми лет, благо, четверо из моих пятерых отпрысков относятся именно к этой категории. И хотя разговор проходил на английском языке с арабским уклоном ("арабиш", как точно выразился мой британский коллега в одной московской компании), ниже приведу его максимально точный перевод.

1. Мальчик, восемь лет.

В: Кто царь зверей?

О: Лев.

В: Почему?

О: Потому что он большой..И его грива похожа на корону царя!

В: Если лев не захочет быть царем, то кто бы мог им быть?

О: Слон.

В: Почему?

О: Потому что он большой...А в океане царем должен быть кит!

2. Девочка, шесть лет.

В: Кто царь зверей?

О: Лев.

В: Почему?

О: Потому что он сильный, и быстро бегает, и его боятся и слушаются другие звери...И еще у него есть волосы такие, похожие на корону, да!

В: А если бы лев не захотел быть царем, кто бы мог им стать?

О: Тогда гепард.

В: Почему?

О: Он тоже сильный, и очень быстро бегает. Если он хочет кого-то догнать,.. - голос моей дочери растаял вслед за ее фигурой - так далеко она убежала, чтобы показать как быстро бегает гепард.

Ее пятилетний брат ответил только на самый первый вопрос (лев) и отказался от пояснений, равно как и от предположений.

Трехлетка на все вопросы только улыбался и завороженно повторял: "Царь зверей! Царь зверей!"

Из описанного опроса можно сделать как минимум два вывода. Первый: дети гениальным образом наделены двумя противоположными качествами, а именно: способностью следовать стереотипам и одновременно - собственной логике мышления. А еще - образно-метафорическим восприятием мира (если грива - значит корона). Есди не считать трехлетнего мылютку (для него вопрос был, конечно, не по возрасту), все прочие твердо назвали льва царем зверей. А это не что иное, как стереотип в социуме людей, в котором они вращаются. (Задайте вы этот вопрос, скажем, Маугли, он бы презрительнро отвернулся, ведь его воспитала волчья стая, одной из характеристик которой является демократизм. В сравнении с жизнеспособностью последнего, львиная психология африканских царьков кажется одинаково нестабильной, как и неплодотворной.) Вместе с тем, двое старших детей наделили образ царя далеко не равнозначными характеристиками. Ведь "большой", в интерпретации восьмилетнего мальчика, еще не означает "сильный" и "быстрый", на чем акцентировала внимание его сестра. Сила и быстрота ассоциируются, как правило, с лидером, нацеленным побеждать. И именно таким видится царь моей дочери. И именно такой видит она в идеале себя! Большие же размеры льва, и особенно кита для моего сына, скорее всего, отражают его собственное стремление стать выше ростом (для чего он специально занимается баскетболом) и одновременно его почтение ко всем, кто больше и старше его самого.

Если бы мне пришлось ответить на этот вопрос, я бы иронично спросила, о какой климатической зоне и о каком материке идет речь? И еще - о какой части животного мира? Надземной, подводной, воздушной? И продолжала бы спрашивать до тех пор, пока не пришла бы к первичному зерну вопроса. Ведь что-то заставляет людей его задавать! Какая цель? Мотив? Я сама чувствую себя иногда большим вопросником, каждое утро открывающим новую страницу и испытывающему мир на прозрачность.

Вот как неожиданно много можно почерпнуть, занимаясь культурологическим "дайвингом" в семантике самого банального выражения!

В заключении хочется обратиться к читателям. Не превращайтесь в глухо-немое общество стереотипов. Не смущайтесь банальных вопросов! Они открывают простор для творческого познания себя и мира. В каждом из нас кроется не модель, а исследователь. И возможно, в наименьшей степени в тех, кто гордо пишет перед своим именем аббревиатуру типа: "проф., д.ф.н." Поэтому, если однажды вы почувствуете, что менеджерское кресло для вас слишком официально, станьте отважны. Напишите заявление об увольнении, забросьте надоевший костюм в дальний шкаф, найдите подходящего размера ласты, пройдите тренинг дайвинг-инструкторов и подпишите контракт на год с какой-нибудь дайвинговой компанией на Сейшельских островах. Вот тогда вы наверняка поймете, что никто, кроме вас самих, не является вашим лидером, как и не может быть царя у зверей, кроме тех, кого они сами пожелают видеть предводителем.

Так кто же?..

Автор: Maryam-2003

Оценка: 4

Уникальность: 96 %

Дата публикации: 11.08.2014 17:11
Мотать страницу вверх