Какие добродетели Вы цените больше всего?
Инфо → Тестовые задания → Какие добродетели Вы цените больше всего?
Какие добродетели Вы цените больше всего?
Давайте для
начала посмотрим, что по этому поводу думали великие люди, безусловно
оставившие свой след в истории. Ведь, как говорил А.С. Пушкин, "следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная".
В
"Философской энциклопедии" читаем: "Добродетель –
фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность
личности сознательно следовать добру". То есть, "добродетель"
определяется через понятие "добро". Пропустив некоторые рассуждения, я
воспользуюсь кантовским понятием "нравственный закон внутри нас". По
Канту "добро" – составляющая "нравственного закона внутри
нас", а добродетель, следовательно, наша готовность и способность
следовать этому нравственному закону. "Нравственный закон внутри
нас", кстати, это не более чем философская аксиома, предложенная Кантом, которую
он считал "подписью Бога" в душе человека.
А работает ли
эта аксиома? Удобнее всего воспользоваться древнеримским методом "а contrario" – "от
противного". Фридрих Ницше отказался от этой аксиомы и заявил: "Кант
сделался идиотом". Ввиду некоторой одиозности этой цитаты, я подтвержу её
ссылкой: Ф.Ницше. "Антихрист. Проклятие христианству", 1888. А дальше
от безумного пациента базельской психбольницы цепочка тянется к большому
почитателю Ницше – Гитлеру. Чем всё закончилось, вы знаете. Итак, а contrario,
аксиома Канта, нравственный закон внутри нас, "подпись Бога" в нашей
душе – работает! Мне осталось только к
нему прислушаться и ответить на вопрос, обозначенный в названии.
"Лучший
путь к добродетели – избегать того, что порицаешь в других", – считал
древнегреческий мудрец Фалес Милетский. Я думаю, что самые большие изъяны
человеческой души это зависть и гордыня. Всего одному поколению людей стоило
прожить на земле, и Каин, сын Адама, убил из зависти своего брата Авеля. Ну, а
антитеза этим грехам – любовь и смирение. На мой взгляд, это и есть самые
ценные добродетели. Любовь же есть матерь других добродетелей – милосердия,
сострадания, терпения и целомудрия. Так считал апостол Павел, оставивший нам
это назидание в "Новом Завете".
А как же
справедливость, которая входила в число четырёх добродетелей ещё со времён
Сократа и Платона? Да, справедливость – дивный цветок, но не из земной
оранжереи. Это слова одного из отцов православия. Однако, несмотря ни на что,
справедливость живёт в нашей душе, но скорее, как воспоминание о потерянном
рае.
К любви,
смирению, милосердию и терпению я прибавлю ещё честность и трудолюбие. Эти
добродетели и составляют иерархию нравственного закона, "подписи
Бога" в моей душе.