Можно заявить, что текстовую информацию сегодня никто не читает, и написать статью быстро и поверхностно, ориентируясь только на поисковые системы. А можно постараться и выйти на другой уровень. И за счёт этого стабильно получать высокую оценку своей работы заказчиком или новых постоянных читателей на свой сайт.

Расскажем о самых серьёзных факторах и важных мелочах, сочетание которых сильно повысит качество текстов. Больше не придётся думать, как написать статью правильно: схема действий перед глазами.

Некоторые рекомендации полезны для личного блога, но не для написания статей на заказ. Техническое задание часто загоняет копирайтера в жёсткие рамки. И всё же имеет смысл внести предложения по изменению текста. Возможно, заказчик ответит согласием.

Что такое статья?

Статья в интернете – это текст, раскрывающий выбранную тему. Он должен быть содержательным и структурированным. Задача статьи – дать читателю информацию, которую он искал. Или рассказать о чём-то необычном, новом, интересном.

Кажется, всё просто. Но пользователь интернета перегружен информацией и часто не располагает свободным временем. Поэтому задача автора не только рассказать, но и привлечь внимание, дать выжимку полезных данных, удержать, не дать заскучать.

При большом объёме статьи это сложно: не каждый будет столько читать. Но постараться точно стоит: как минимум, можно сделать так, чтобы посетитель сайта весь текст не читал, но нужную информацию всё равно получил и остался доволен.

Как выбрать тему статьи

Самостоятельно выбирать тему нужно тому, кто задаётся вопросом, как написать хорошую статью для своего блога или сайта. И, конечно, статья нужна не одна. В идеале сразу составлять контент-план – список публикаций, где темы последовательны или взаимосвязаны.

Если вы пишете на чужой сайт по чётко прописанному техническому заданию, то тему определяет заказчик. Выбрать её самостоятельно нельзя, да и не имеет смысла.

Исключение – когда копирайтер регулярно пишет для одного и того же проекта. Тогда можно подобрать идеи для публикаций и предложить их заказчику. Возможно, ответят отказом, но могут и согласиться: свежий взгляд таким проектам полезен.

Анализ целевой аудитории

У любого сайта или его раздела есть тематика. Но для подбора идей этого мало. Определив целевую аудиторию, проще определиться, что писать, и выбирать темы, которые заинтересуют читателей. Статья, не учитывающая интересов посетителей сайта, останется невостребованной.

Целевая аудитория – это усреднённый «портрет» читателя. Описание может включать:

  • его возраст;
  • пол;
  • увлечения;
  • то, как он проводит свободное время;
  • места и способы отдыха;
  • финансовое положение.

Могут иметь значение жизненные ценности и убеждения целевой аудитории. В итоге всё это поможет определить, какие темы могут её интересовать.

Если публикации нужны для соцсетей, то можно посмотреть статистику группы или страницы, проанализировать обсуждения и комментарии.

Если для сайта, то изучить данные в Яндекс.Метрике.

Полезную информацию даст просмотр статистики посещений страниц. Из того, какие статьи популярны на сайте, можно сделать выводы о целевой аудитории. Ещё один простой метод – опросы.

Идея

Где взять идеи для темы новой статьи:

  • Сервис Яндекс Вордстат. Достаточно взять одну ключевую фразу, чтобы увидеть, что может быть интересно целевой аудитории. Например, для сайта о ЗОЖ можно поискать идеи на тему «здоровое питание». Вордстат выдаст десятки идей.
  • Статьи, которые уже есть на сайте или в группе. Темы не нужно повторять, но всегда можно подумать над смежными идеями. Если открыты комментарии, по ним легко понять, что интересует читателей.
  • Статьи конкурентов. Мониторить чужие сайты всегда полезно. О воровстве контента, конечно, и речи быть не может: просто смотрим идеи.

Тема текста – это не просто очередная публикация «для галочки». Ей можно заинтересовать аудиторию, привлечь внимание, мотивировать на обсуждение и репосты, на повторные посещения сайта.

Сбор информации и фактов

Когда тема выбрана, пора искать информацию. При наличии серьёзного багажа знаний автор часто пишут всё самостоятельно. Но не всегда стоит так поступать. Во большинстве тем часто появляются новые данные, мнения, исследования. Почерпнуть хоть каплю дополнительной информации полезно, особенно если планируется цикл статей.

При этом откровенным рерайтингом, то есть переписыванием чужого текста своими словами, лучше не заниматься. Минусов много:

  • Чужая статья полностью повторяется по структуре, смыслу, идее.
  • Отсутствует творческая составляющая, читатель ощущает это и уходит.
  • Процесс наполовину механический, легко не заметить смысловых ошибок у себя или в исходнике.
  • Заказчик может определить рерайт и, если такой способ написания не был согласован заранее, отказаться от статьи.
  • Поисковые системы часто выявляют грубое переписывание, и сайт уходит на более низкие позиции.

Поиск фактов

Факты для статьи можно брать только в достоверных источниках. Это особенно важно для новостных порталов, образовательных проектов, юридических и медицинских сайтов.

Примеры источников, которые можно считать достоверными для перечисленных тем:

  • законодательные документы;
  • сайты НИИ;
  • онлайн-журналы крупных издательств;
  • порталы с размещением научных работ;
  • сайты клиник;
  • государственные порталы;
  • крупные новостные сайты.

Если предстоит писать о жизни знаменитостей, то лучшие источники – их личные страницы и интервью в видео-формате. Во всех остальных случаях велик риск оклеветать человека.

Чтобы найти достоверный источник в любой теме, задаём себе вопрос: «Кто эксперт?» Ответ и будет ориентиром для поиска информации.

Фактчекинг

Фактчекинг – проверка информации. Нужно поискать первоисточник, сравнить данные на разных сайтах. Последовательно вбивать в поисковик факты из готового текста и проверять, есть ли информация об этом в выдаче. При необходимости переходить на сайты.

Если этого не делать, можно невольно стать распространителем дезинформации. Иногда сенсационная новость оказывается статьёй, которую 1 в 1 скопировали десятки сайтов. При этом первоисточник неизвестен, а упомянутых людей не существует, что выясняется при первой же проверке.

Составление плана

У статьи должен быть первоначальный план: список подзаголовков, желательно с указанием приблизительного объёма текста для каждого из них. Это поможет не отходить от темы.

Перед тем как писать статью, над планом нужно подумать:

  • насколько подробно расписывать основную тему;
  • стоит ли затрагивать смежные, и если да, то сколько объёма этому уделить;
  • какие факты добавить, чтобы читатель получил полную информацию.

Структура нужна ещё и потому, что помогает пользователю быстро перейти в нужный раздел статьи. Для тех случаев, когда полный текст его не интересует. Сегодня популярны лонгриды – длинные подробные публикации, и полностью их читают далеко не все.

Заголовок

Название статьи предопределяет, сколько человек откроют её и будут читать. Информация сегодня повсюду. Она не ценится. Важно заинтересовать читателя.

Ключевая фраза

В заголовок нужно вписать ключевой запрос, отражающий содержание. Это не только покажет посетителю сайта, что публикация касается интересной ему темы, но и поможет поисковикам «увидеть» текст. Шансы выйти в топ вырастут.

Каким должен быть заголовок

Требования к заголовку:

  • вызывает интерес, но при этом обман читателя крайне нежелателен – хитрости рекламных сайтов лучше не применять;
  • кратко сообщает, о чём статья;
  • содержит ключевую фразу;
  • не слишком длинный и не слишком короткий.

Существуют приёмы, работающие на интерес читателя. В заголовке можно использовать:

  • Вопросительные фразы. «Как узнать…», «Что делать...», «Зачем изучать…» и тому подобные.
  • Обращение к определённой ЦА или её выделение. «Как студенту легко сдать…», «Ищешь работу? Тогда …»
  • Личный опыт. «Моя история…», «Как я сделал …», «Делюсь информацией …». Часто такие заголовки выглядят слишком просто, но работают хорошо.
  • Цифры. «5 способов…». Но злоупотреблять не стоит: этот приём слишком избит, на многих уже не действует.
  • Интрига. Недосказанность, вопрос.
  • Негатив. «Почему не получается …», «Проблема тысяч людей …».
  • Слова-магниты. Бесплатно, легко, быстро, за неделю и т.д.

Приёмы работают неплохо. Но перегружать ими заголовок нельзя. За раз используем один метод, максимум – два.

Написание статьи

Тема выбрана, факты собраны, план составлен. Можно начинать.

В любом руководстве на тему того, как правильно писать статьи, найдётся информация о том, что должно быть вступление, основная часть и заключение. При этом первый и последний раздел краткие, а середина может быть какой угодно по объёму. Главное – делить её на подразделы с заголовками.

Лид-абзац

Первый абзац, вступление. Автор уже привлёк читателя заголовком; задача – не разочаровать на втором этапе.

Оптимальная длина вступления – в среднем 250-500 знаков. Меньший объём не всегда даёт раскрыть тему. Больший многих оттолкнёт. Длинные абзацы современный читатель не любит.

Во вступлении очень кратко пишем:

  • почему информация из статьи важна, чем она полезна;
  • какие темы будут затронуты.

Фразы вроде «в статье будет рассмотрено…» нужно исключать. Большинство посчитает их скучными и покинет сайт.

Основная часть

Здесь пишем один подраздел за другим согласно составленному плану. Подзаголовки – ориентиры. Они помогают не отойти от основной мысли, не уйти в смежные темы.

Базовые правила:

  • Вводные слова и фразы нужно использовать в меру. Иногда их исключают совсем.
  • Рассуждения, личные оценки, примеры могут как улучшить текст, так и испортить его. Вписывать их лучше кратко и редко. Важно опираться на стиль и тему. В одном тексте они уместны и даже нужны, в другом будут лишними. Если есть сомнения, спрашиваем заказчика.
  • Меньше сложных фраз, больше простых слов. О жаргоне, конечно, речи не идёт, если только это не прописано в техзадании.

Последнее правило в некоторых случаях не работает. Например, если копирайтер пишет статью на узкопрофильную тему, и читать её будут специалисты.

Вывод

Заключение в статье обязательно должно быть, иначе создаётся ощущение, что она обрывается. В выводе автор пишет главную мысль, которую хотел бы донести своей публикацией.

Обычно для этого достаточно 2-3 коротких предложений. Но иногда требуется пара абзацев, чтобы подвести итог. Например, в исследованиях и обзорах с неоднозначными выводами.

Правила

Ниже приведено несколько правил, которые улучшат статью.

Понятный и доступный текст

Интернет-читатели хотят, чтобы всё было написано кратко и простым языком. Если автор ещё новичок и вырос на книгах классиков, ему сложно принять такое, но это факт.

А потому упрощаем:

  • Абзацы делаем короткими, по 2-5 строк.
  • Длинные предложения тоже не стоит использовать. 1,5-2 строки считаются нормой.
  • Сокращаем количество причастных и деепричастных оборотов.
  • Если применяем малоизвестные термины, то их лучше расшифровать. Помним, что текст – это не проверка знаний читателя.

Когда статья написана, можно посетить сервисы «Тургенев» и «Главред». Несмотря на категоричность их алгоритмов, они покажут фразы, которые можно убрать или изменить. И некоторые из них, действительно, окажутся лишними.

Ошибки

Копирайтер должен быть грамотным по умолчанию. Так считает большинство, и это правильно… почти.

Более правильно будет так: копирайтер обязан публиковать тексты без ошибок. А каким способом он этого добьётся, останется за кулисами. Даже известные и востребованные авторы книг не всегда грамотны, но об этом никто не знает.

Как проверить статью на ошибки и устранить их:

  • В документе Word. Простой и бесплатный вариант.
  • В сервисах вроде «Орфограммка». Программа умнее, чем Word, может показать ошибки, которые он не заметил. Проверяет пунктуацию. Сервис платный.
  • При помощи услуг корректора. Платно, но недорого. Идеально для тех, кто пишет хорошо, но с ошибками.

Вычитка

Копирайтеры часто пренебрегают вычиткой, и напрасно. Проверка текста перед сдачей помогает найти опечатки, однокоренные и повторяющиеся слова в соседних предложениях, смысловые ошибки.

К автору, вычитывающему текст, доверия больше. И неважно, публикуется ли он у себя в блоге или сдаёт статью заказчику.

Как сделать вычитку эффективной:

  • Проверять текст, когда никто не отвлекает.
  • По возможности читать вслух – так проще определить лишние фразы.
  • В идеале вычитывать на следующий день после написания текста или хотя бы через пару часов.

Проверка на уникальность

Когда статья готова, нужно проверить её уникальность. Сервис можно выбрать самостоятельно, если текст написан для своего сайта. Если для заказчика, то он обычно сам указывает желаемый вариант проверки и оптимальные цифры.

Популярные сервисы:

  • Advego;
  • Text.ru;
  • Турбочек.

Параллельно на этих сайтах можно проверить заспамленность текста, процент воды, найти возможные ошибки. На Турбочеке возможности шире: сервис показывает такие параметры, как дочитываемость, привлекательность заголовка, позитивность, и это ещё не все его возможности.

Применив даже 90 % правил, описанных выше, можно на выходе получить интересную и полезную статью, которую будут читать. А полная работа с темой по списку поможет подняться на пару уровней выше конкурентов.